СТУДИЙНАЯ СЪЕМКА: ОСНОВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ПРОИЗВОДСТВО КУРСА
Работа в студии для неподготовленных авторов — трудная задача. Поэтому наш подход к оборудованию строится на балансе качественного результата и комфортной работы. Видеопроизводство — специфическая область знаний. Но базовая техническая грамотность в этом вопросе необходима продюсерам онлайн-курсов и администраторам, решающим задачу закупки дорогостоящего оборудования.
Поделиться в соцсетях
Помещение для студии
Минимальные требования
  • 1
    Звукоизоляция
  • 2
    Площадь
    Помещение для съемки должно быть не менее 6 м в длину и не менее 5 м в ширину, высота потолка от 3 м. Это обусловлено стандартной шириной фонов и к
  • 3
    Иметь столько осветительных приборов, чтобы отдельно освещать передний и задний план
    Можно использовать фильтры или приборы с разной цветовой температурой, чтобы дополнительно разделить свет для фона и переднего плана, при этом обилие света может быть утомительно для лектора при длительном съемочном дне
  • 4
    Освещать передний план сообразно освещению на изображении, которое будет «подложено»
Фоны
Студийные лекции мы снимаем на бумажных фонах, так как они обладают рядом преимуществ:
  • 1
    У бумажного фона практически отсутствует текстура, в отличие от тканевых фонов, у которых текстура ярко выражена
  • 2
    На матовой поверхности бумажного фона, в отличие от пластиковых фонов, не появляются блики, свет ложится ровно, не создавая отражений
  • 3
    Плотность бумажного фона обеспечивает ровную поверхность и плавный переход к полу
  • 4
    Доступная цена и многообразие цветовых решений
В нашей студии есть белый, светло- и темно-серый, зеленый, синий, коричневый и черный фоны. Черный используется для съемки лекций с неоновой доской. Мы работаем с однотонными фонами, так как на стадии постпродакшена рядом с лектором на фоне размещается текст и изображения. По этой же причине мы не используем фотообои и хромакей — на неоднородном фоне (с рисунком, орнаментом) лекционная информация плохо читается. Выходом при такой проблеме может стать вывод информации на полный экран.
Хромакей
Технология, позволяющая совмещать несколько изображений в одной композиции или, проще говоря, заменить фон на любое видео- или фотоизображение. В качестве хромакея (экрана, на фоне которого снимают) чаще всего используют фон синего или зеленого цвета, так как эти цвета практически отсутствуют в тонах человеческой кожи. Эта технология активно используется на телевидении и в кино и открывает огромные возможности.
Однако для получения качественного результата нужно:
  • 1
    Использовать матовый небликующий фон
  • 2
    Установить достаточное расстояние между фоном и передним планом
    Если съемка с использованием хромакея производится в небольшом помещении, на одежде и волосах лектора будет заметен зеленый рефлекс
  • 3
    Иметь столько осветительных приборов, чтобы отдельно освещать передний и задний план
    Можно использовать фильтры или приборы с разной цветовой температурой, чтобы дополнительно разделить свет для фона и переднего плана, при этом обилие света может быть утомительно для лектора при длительном съемочном дне
  • 4
    Освещать передний план сообразно освещению на изображении, которое будет «подложено»
Использование хромакея предполагает дополнительную работу по кеингу — «удалению» фона и замене его на другой на этапе монтажа. Альтернатива — специальное устройство для хромакея и рир-проекции, которое позволяет заменить фон уже на съемочной площадке. Оба варианта требуют дополнительных финансовых затрат. Также имеет смысл подумать о целесообразности размещения лектора в космосе, дрейфующим на льдине или сидящем на протоне.
Хромакей часто применяют для съемки блокбастеров и фантастических фильмов.
Хромакей можно использовать не только для замены фона, но и для подмены любых элементов в кадре.
Крепление фонов
Фоны устанавливаются на стойки, крепятся к потолку или стене с помощью кронштейнов. Система подъема фона позволяет легко опускать и поднимать нужный фон.
Кронштейны с системой подъема позволяют повесить в студии несколько фонов и менять их в зависимости от того, какой цвет сейчас необходим.
Осветительное оборудование
В видео- и кинопроизводстве используются приборы постоянного света, которые в отличие от импульсных (вспышек) способны освещать мизансцену в течение долгого времени. К источникам постоянного света относятся металлогалогенные, галогенные, светодиодные, флуоресцентные и другие лампы. Они различаются по цветовой температуре, энергопотреблению и многим другим параметрам. Имеют свои преимущества и недостатки, которые изменяются с развитием технологий. В нашей студии мы используем профессиональные флуоресцентные осветительные приборы kinoflo. Они дают рассеянный, мягкий свет без жестких теней.
Преимущества kinoflo:
  • 1
    Малое энергопотребление по сравнению с металлогалогенными лампами старого образца
  • 2
    Отсутствие мерцания, в отличие от дешевых светодиодных панелей
  • 3
    Приборы остаются холодными во время работы, что очень важно для комфорта лектора
  • 4
    Не меняют свою цветовую температуру, работая по 10 часов без выключения
Человеческий глаз обладает способностью приспосабливаться к цвету и иногда воспринимает некоторые типы освещения как «белый свет». У матрицы камеры такой способности нет, она фиксирует цвет таким, каков он есть на самом деле.
Поэтому необходимо учитывать 2 фактора:
  • 1
    Цветовую температуру источника света
  • 2
    Цветовой баланс матрицы (об этом в разделе «Настройки камеры»)
Цветовая температура измеряется в Кельвинах. В kinoflo можно установить лампы на 3200К и 5200К, а также цветные лампы для визуальных эффектов. В одном корпусе могут быть размещены несколько ламп. Мы используем приборы с 4 лампами, каждая из которых может включаться отдельно. Световые приборы устанавливаются на стойки в горизонтальном или вертикальном положении в зависимости от типа прибора и задачи.
Очень удобной является потолочная подвесная система. Она представляет собой стационарно установленные на потолке направляющие рельсы, на которые закрепляют рельсы подвижные. В свою очередь, на подвижные рельсы устанавливают одинарные каретки, которые позволяют передвигать оборудование по подвижной рельсе. Именно на эти каретки крепят пантографы или штанги, которые дают возможность поднимать и опускать осветительные приборы, используя пространство от самого пола до потолка.
По функциям свет на съемочной площадке можно разделить на:
  • 1
    Рисующий свет (ключевой)
    Создает основной светотеневой рисунок
  • 2
    Заполняющий свет
    Используется для заполнения тени, вызываемой основным светом
  • 3
    Фоновый свет
    Освещает фон
  • 4
    Контровой свет
    Освещает главный объект съемки сзади, отделяя его от фона
  • 5
    Моделирующий свет
    Используется для выделения деталей или областей снимаемого объекта
Мы стараемся равномерно осветить фон и лектора, потому располагаем источники света так, как показано на схеме. В зависимости от содержания лекции можно использовать другие схемы освещения для создания интересного, драматичного светотеневого рисунка. Меняя расположение рисующего и заполняющего света, можно решить самые разные задачи, создать любое настроение. Очень эффектно в кадре смотрится контровой свет. С помощью фонового света также можно создавать разнообразные эффекты. Например, выделить светом зону, в которой в последствии появится текст и иллюстрации.
Камера
Сейчас на рынке представлено большое количество видеокамер, зеркальных и беззеркальных фотокамер, бюджетных кинокамер, которые можно с успехом использовать для студийной съемки.
Мы остановили свой выбор на беззеркальной фотокамере SONY a7s II, поскольку она:
  • 1
    Поддерживает полнокадровую видеозапись в разрешении 4K
  • 2
    Обладает высокой светочувствительностью, то есть дает качественное изображение при низкой освещенности
  • 3
    Обладает широким динамическим диапазоном: передает богатую градацию оттенков, качественную проработку деталей в светах и тенях
  • 4
    Позволяет записывать качественный звук на внешний микрофон через камеру в тот же файл, что и видеоряд
Разница в качестве изображения при съемке с разным разрешением
Основные настройки камеры
Для видеосъемки рекомендуется использовать ручной режим и выставлять:
  • 1
    Значение выдержки на 1/50 секунды
  • 2
    ISO от 100 до 800
  • 3
    Баланс белого
    Настраивается либо в ручном режиме по белому листу, либо в режиме выбора цветовой температуры в Кельвинах. Величина зависит от цветовой температуры источников света
  • 4
    Значение диафрагмы
    Зависит от задачи и условий съемки
  • 5
    Систему PAL
    25/50 кадров в секунду — используется на территории России и большинства стран Европы. В США, Японии используется система NTFS c 30/60 fps. Весь материал рекомендуется снимать с одной частотой кадров, чтобы избежать дополнительной работы на стадии постпродакшна
Чем ниже значение, тем меньше шумов
Крупность планов
Традиционно (по Льву Кулешову) принято выделять 6 основных крупностей планов:
  • 1
    Деталь
    Глаз человека с бровью и частью носа
  • 2
    Крупный план
    Лицо человека во весь экран по вертикали. За головой просматриваются плечи
  • 3
    1-й средний план
    Часть фигуры человека, взятая в рамку кадра, чуть выше пояса
  • 4
    2-й средний план
    Фигура человека по колено
  • 5
    Общий план
    Человек заключается в рамку кадра так, что над его головой и под его ногами остается небольшое пространство до рамки
  • 6
    Дальний план
    Фигура человека в этом случае чрезвычайно мала. Она составляет 1/7, 1/10 часть высоты кадра и меньше
Для съемок наших курсов в большинстве случаев мы используем 2-й средний план. Также он называется «американским» или «ковбойским», поскольку использовался в съемках вестернов, чтобы показать героя с кобурой целиком. Такая крупность позволяет расположить справа или слева от лектора необходимую информацию. Если лектор опускает руки, они остаются в кадре целиком. Кадр из ролика по русскому языку для Российской электронной школы.
Многокамерная съемка
В некоторых случаях возникает необходимость в съемке с двух и более камер. Например, иногда важно помнить о принципах монтажа и правильно располагать камеры.
  • 1
    Монтаж по крупности планов
    Легко и без спотыкания смотрится переход по крупности через план, от крупного ко второму среднему, от первого среднего к общему и обратно. Как бы исключение из этого правила составляют стыки детали и крупного плана, дальнего и общего планов
  • 2
    Монтаж по смещению осей съемки
    При смене крупности планов также следует изменить ось объектива предыдущего плана, то есть немного сместиться вправо или влево и поднять либо опустить камеру
При съемке нескольких лекторов, взаимодействующих между собой, нужно помнить о принципе монтажа двух кадров по ориентации в пространстве: съемка двух объектов, взаимодействующих друг с другом, должна производиться строго с одной стороны от линии их взаимодействия.

Другое оборудование
Монитор для контроля качества видеоматериала
Для того чтобы своевременно оценить снимаемый материал, рекомендуется на съемочной площадке использовать накамерные, режиссерские или просто мониторы с высоким разрешением, правильной цветопередачей и контрастностью, хорошими углами обзора. Мы используем 4K монитор с IPS матрицей.
Экран для лектора и пульт для презентаций
Во время съемки лекторы пользуются презентациями. Для этого в студии имеется большой экран и презентер для дистанционного управления презентацией.
Нам нравится кольцо-мышка Genius: оно маленькое и удобное для лектора.
Звуковое оборудование
Для записи речи лектора лучше всего подходит петличный микрофон. Он имеет маленькие размеры, не стесняет движения лектора и, благодаря тому, что расположен близко от источника, дает достаточный уровень звука. По способу передачи микрофоны делятся на проводные и радиопередающие. Для обеспечения мобильности используют петлички с радиопередатчиком. Передатчик имеет вид небольшой коробочки и крепится обычно на спине, на уровне пояса лектора. Приемник можно подключить непосредственно к камере. В этом случае не понадобится синхронизация звука и видео при монтаже. Можно подключить приемник к другому записывающему устройству —аудиорекордеру или микшеру. Тогда звуковая дорожка будет записана отдельно от видео.
Когда лекторов несколько, для записи звука мы используем аудиорекордер Zoom H4n. Эта модель позволяет подключить сразу несколько микрофонов. Многие модели видео- и кинокамер также имеют несколько разъемов для подключения внешних устройств и способны записывать звук из разных источников.
Штатив
Для обеспечения устойчивого положения камеры используется штатив. Для студийной съемки может подойти практически любой штатив, рассчитанный на соответствующую нагрузку (вес камеры с аксессуарами).
Для выполнения плавного панорамирования следует использовать штативы с панорамной головкой (fluid head).
Иногда возникает потребность снять предметы на столе сверху. Для этой цели подходят штатив с поворотной центральной колонной или держатель magic arm для легких камер.
Может появиться желание плавно передвигать камеру вдоль предмета или лектора либо по направлению к ним. В условиях небольшой студии это можно сделать с помощью скейтера или слайдера. Слайдер представляет собой направляющие рельсы, по которым передвигается каретка с площадкой для камеры.
Движение скейтера обеспечивается колесами.
Видеозахват/скринкаст
Иногда в лекции важно показать запись с экрана компьютера или медицинского прибора. В таких случаях мы используем программы для скринкаста либо устройство для захвата видео. Некоторые из них позволяют записывать звук, что облегчает и ускоряет процесс видеомонтажа: синхронизировав видеозахват с записью лектора, вы сможете получить два параллельных видеопотока: говорящий лектор и его презентация.
При выборе устройств и программ следует обратить внимание на такие параметры записи, как разрешение, частота кадров и формат, для того чтобы затем этот материал можно было без проблем использовать в лекции. Существует огромное количество программ для скринкаста, с мощным функционалом и самые простые. Например: Camtasia (платная), Free Screen Video Recorder (бесплатная).

Внешние устройства для захвата позволяют записывать видео с ноутбука, игровой консоли, медицинского прибора на карту памяти без использования компьютера.
Неоновая доска
Неоновая доска представляет собой стеклянную панель, которая подсвечивается светодиодами, расположенными по ее периметру. На стекле можно писать/рисовать неоновыми разноцветными маркерами. При включении светодиодов текст
и рисунки начинают ярко светиться. Они легко стираются мягкой тканью.
Лекции с неоновой доской снимаются на темном фоне. Свет нужно выставить таким образом, чтобы он не падал на доску. Одну лампу располагаем сверху, максимально близко к доске, чуть наклонив в сторону лектора. И две лампы: по бокам, также чуть развернув на лектора. Глубина резкости должна быть такой, чтобы и лектор и текст были в фокусе.
У нас часто спрашивают, сколько может стоить оборудование базовой студии. Мы составили табличку со списком самого необходимого и примерной стоимостью.
Использованные материалы
1. Верне Карлсон, Сильвия Карлсон. Настольная книга осветителя
2. Соколов А.Г. Монтаж. Телевидение, кино, видео. Ч. I–III
Обе книги можно свободно найти через поисковик
Дополнительные материалы
1. Магазины фотооборудования: fotogora.ru, tvkinoradio.ru
2. Портал новостей и событий для тех, кто занимается видеопроизводством

ШОУ ПЕРФЕКЦИОНИСТА
Все доступные программы от команды Лекториума для специалистов в области образования.
Присоединяйтесь к нашему чату в Телеграме, где авторы курса отвечают на ваши вопросы
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта