ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУРСА
Все, о чем мы говорим в нашем курсе в контексте работы продюсера и автора, так или иначе связано с понятием педагогического дизайна. В некоторых вузах должность, которая подразумевает функции, схожие с функциями продюсеров в Лекториуме, называется «педдизайнер». Поэтому раскрытие этого понятия нельзя оставить в стороне.
Педагогический дизайн (instructional design) — системный подход к построению учебного процесса, который учитывает теоретические положения психологии, педагогики, эргономики, когнитивистики и других наук, изучающих особенности человеческого восприятия и познания. Результатом работы педагогического дизайнера является система обучения, обеспечивающая эффективный и комфортный образовательный процесс.
Педагогический дизайн вовсе не ограничен проблемами качества изобразительных средств или анимации в образовательных ресурсах, его сфера применения намного шире.
Термин имеет много определений. Важен для его понимания точный перевод английского слова «design». В русском языке слово «дизайн» твердо ассоциируется с проектированием эстетических свойств: дизайн интерьера, ландшафтный дизайн, дизайн ногтей… Однако английское слово имеет гораздо более широкий контекст употребления: замысел, план, намерение, цель, чертеж, проект, конструкция, расчет, эскиз, рисунок, композиция и т. п.
Педагогический дизайн — это целостный процесс анализа потребностей и целей обучения и разработка системы способов передачи знаний для удовлетворения этих потребностей.
Наука создания подробного описания условий разработки, оценки и реализации ситуаций, способствующих обучению.
Педагогический дизайн — это использование систематического процесса для понимания проблем обучения, осознания, что нужно делать для решения этих проблем, и затем осуществление этого решения.
Педагогический дизайн — это научная дисциплина, занимающаяся разработкой наиболее эффективных, рациональных и комфортных способов, методов и систем обучения, которые могут быть использованы в сфере профессиональной педагогической практики.
Самое простое определение педагогического дизайна — системный подход к построению учебного процесса. Главное, что он позволяет выстроить единую систему из целей обучения, учебного материала и инструментов, доступных для передачи знаний. В основе педагогического дизайна — важность содержания курса, стиля и последовательности изложения материала, а также способов его представления.
Обобщая эти определения, можно сделать вывод, что педагогический дизайн существует на нескольких уровнях. С одной стороны — как модель эффективного эргономичного обучения, в которой определена структура курса, учебные деятельности, средства обучения и др. С другой стороны — как система, позволяющая создать качественные и актуальные образовательные ресурсы. На этом уровне педдизайн учитывает организацию процесса, распределение задач в команде, логистику, механизм принятия решений и др.
При этом существует тесная взаимосвязь между подходами к предмету разработки (системе обучения) и организацией процесса, как на структурном уровне, так и на уровне методологий и основных принципов. Например, структура курса серьезно влияет на весь процесс его создания. Если она линейная, то и работа над курсом может быть организована как цепочка последовательных этапов. Если же курс будет выглядеть как «конструктор» из самодостаточных модулей, каждый из которых имеет свою команду и авторский коллектив, то такая организация проектной работы окажется слишком громоздкой и неудобной.
В настоящее время наиболее актуальной задачей в области педагогического дизайна является разработка качественных и эффективных методик дистанционного обучения с использованием информационных технологий.
Принципы педагогического дизайна
Сформулированы в основном в отношении того, какими должны быть эффективные образовательные ресурсы. Наиболее распространенными в русскоязычной литературе являются две концепции:
К.Г. Кречетников
  • 1
    Научность
    Отбор учебных материалов в соответствии с современным состоянием науки и техники; использование научно обоснованных и проверенных на практике приемов и методов организации учебного материала
  • 2
    Наглядность
    Обоснованное использование учебных материалов и средств, которые задействуют в процессе познания максимальное число каналов восприятия; деятельностный подход к процессу обучения; учет психологии памяти, мышления, восприятия, логики процесса познания, возрастных и гендерных особенностей и предпочтений
  • 3
    Непрерывность и последовательность
    Логичность, последовательность в изложении учебного материала; согласованность между курсами и предметами, элементами курса, а также между принципами и методами обучения
  • 4
    Доступность
    Эргономичность восприятия
Р. Ганье
  • 1
    Привлечение внимания
    Предложите ученикам рассмотреть содержательную проблему, новую ситуацию. Задавайте вопросы, используйте мультимедийные возможности для привлечения внимания. Это поможет сделать урок более основательным, а деятельность более мотивированной
  • 2
    Определение целей обучения
    Сформулируйте для учеников цель обучения. Необходимо описать умения, которые учащиеся получат в ходе изучения данной темы, как они в дальнейшем смогут использовать приобретенные знания. Это поможет ученикам самостоятельно оценивать информацию и лучше ее воспринимать
  • 3
    Обращайтесь к знаниям, которые уже есть у учеников
    Напоминайте ученикам о фактах, правилах, навыках, о которых они уже знают и которые связаны с изучаемой темой. Обеспечивайте учеников элементами поддержки, которые помогут понять и запомнить материал
  • 4
    Представление изучаемого материала
    Представляйте изучаемый материал при помощи текста, графики, фотографий, анимации. Разбивайте информацию на фрагменты, избегайте перегрузки и переполнения памяти, повторяйте и напоминайте
  • 5
    Руководство обучением
    Обеспечьте учеников советами и руководствами для учебы. Помните, что представление материала отличается от инструкций о том, как следует изучать этот материал
  • 6
    Проверка новых знаний на практике
    Дайте ученикам возможность как-то использовать полученные знания, практические навыки или усвоенные модели поведения
  • 7
    Обратная связь
    Обеспечивайте содержательную обратную связь. Корректируйте ответы учеников, анализируйте их поведение
  • 8
    Оценка выполнения
    Оценивайте выполнение тестов и заданий по выученным урокам. Сообщайте ученикам общую информацию об успехах в учебе
  • 9
    Сохранение и перенос полученных умений
    Поддерживайте сохранение и перенос полученных знаний. Знакомьте ученика со сходными проблемными ситуациями, создавайте условия для дополнительных практических занятий с использованием полученных знаний и навыков. Создавайте ситуации, в которых ученик будет вынужден переносить навыки и умения в новые области
Каждый из этих принципов не является «революционным». Концепция наглядного, последовательного обучения с обязательной оценкой и опорой на уже полученные знания присутствует и в классическом труде Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» середины XVII века. Однако современные технологии и их возрастающая доступность позволяют перенести эти принципы в новый контекст и сделать образование еще более эффективным.
Модели педагогического дизайна
Под моделью педагогического дизайна обычно подразумевается методика создания образовательных ресурсов: организация процесса, последовательность этапов, иногда — состав команды разработчиков.
ADDIE
Одна из классических и самых распространенных моделей. Название является аббревиатурой из первых букв названий этапов, входящих в процесс создания курса.

  • 1
    Analysis (анализ)
    Анализ потребностей целевой аудитории, ее компетенций и ожидаемых результатов обучения
  • 2
    Design (дизайн)
    Проектирование, составление плана, разработка прототипов, подбор средств и решений
  • 3
    Development (разработка)
    Разработка учебных материалов
  • 4
    Implementation (внедрение)
    Применение, то есть использование в образовательном процессе, обучение
  • 5
    Evaluation (оценка)
    Оценка для корректировки учебной системы или материалов
В такой модели легко найти соответствие циклу жизни онлайн-курса: планирование, проектирование (препродакшн), разработка (продакшн и постпродакшн), бета-тестирование или запуск курса, анализ обучения и доработка.
Слабость модели ADDIE в том, что она представляет собой цепочку последовательных этапов, в то время как разработка реальных проектов часто представляет собой более сложную структуру. Развитие модели в 1990-е гг. привело к ее цикличному пониманию: оценка не должна рассматриваться как последний этап в создании курса, она является стартовой точкой для следующего цикла или может происходить на протяжении разработки всего проекта.

Оценка — это не единственный элемент модели с потенциалом интеграции в каждый из этапов. К анализу и целеполаганию полезно возвращаться на протяжении всей жизни проекта. Этапы проектирования и разработки часто сливаются в одно целое. Частичной доработки учебных материалов редко можно избежать в процессе обучения. Последовательная модель содержит в себе множество рисков, связанных с коммуникацией на сложных проектах, отсутствием гибкости процессов и большими временными циклами.
Ответом на вызовы более сложных проектов, нуждающихся в гибких моделях, стало появление подходов, моделей, основанных на принципах Agile. В них жесткий алгоритм превращается в интегрированный процесс со множеством итераций. На элементах рефлексии и технологиях быстрого прототипирования основаны многие современные модели педагогического дизайна.
ALD (Agile Learning Design)
Использование Agile в педагогическом дизайне породило несколько очень продуктивных для образовательных систем свойств, которые актуальны не только для модели разработки образовательных ресурсов, но и как принципы обучения.
  • Диалоговая подача материала с постоянной повторной проработкой ключевых моментов для закрепления
  • Применение стандартных инструментов для быстрого и эффективного выполнения задач
  • Активное использование интереса обучающегося и его стимулирование
  • Приоритет подачи ключевых моментов над второстепенными
  • Создание интерактивных баз данных со всеми справочными материалами как по самой теме, так и по близким дисциплинам
  • Систематическая оценка процесса обучения и потребностей ученика на каждом этапе
  • Концентрация на самом процессе обучения и материале, а не на планировании
  • Активное привлечение экспертов в узких областях знаний
Один из примеров использования принципов Agile в педагогическом дизайне — модель SAM (Successive Approximation Model) — последовательная модель приближения. В основе последовательного приближения лежит цикл «проектирование — прототип — оценка», который повторяется обычно несколько раз в каждом важном проекте, пока он не будет отвечать заданным критериям. Каждый такой цикл начинается с этапа сбора всей возможной информации, которая может пригодиться в проекте. Каждый из классических этапов разработки (проектирование, создание, апробация) разделен на части, в рамках которых действует тот же итеративный принцип.
Источник: Erica Martinez
Принципы и модели педагогического дизайна не ограничиваются описанными выше, существует немало других интересных подходов, и вы, вероятнее всего, используете их в своей работе независимо от того, знаете ли их названия и называете ли себя «педагогическими дизайнерами». В последнее время термин все чаще используется в отношении разработчиков именно онлайн-курсов.
Использованные материалы
Дополнительные материалы
Все доступные программы от команды Лекториума для специалистов в области образования.
Присоединяйтесь к нашему чату в Телеграме, где авторы курса отвечают на ваши вопросы
Находясь на сайте, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Это необходимо для более стабильной работы сайта